+7 812 924-75-83

Прием звонков с 9:00 до 18:00

Бесплатная
консультация
по страхованию

Порядок расторжения договора страхования в случае просрочки платежа

Порядок расторжения договора страхования в случае просрочки платежа

При оформлении полиса страховщики могут устанавливать индивидуальный порядок оплаты страховых премий для каждого клиента. К примеру, может применяться рассрочка платежей (сумма страховой премии за год разбивается поквартально или помесячно), кроме того, устанавливаются различные сроки действия договоров (от нескольких дней до нескольких лет). Например, договор может быть заключен на длительный срок (до 5-ти лет), но действовать он будет только при условии своевременной оплаты очередного планового взноса. Как правило, просрочка платежа влечет за собой расторжение договора страхования в одностороннем порядке, но далеко не все страхователи об этом знают.

Как осуществляется расторжение договора страхования в случае несвоевременной оплаты страхового взноса?

Формулировки в сфере расторжения договора страхования при несвоевременной оплате страхователем очередного взноса довольно размыты. Как правило, страховщики опираются в данном случае на Положения постановления Пленума Верховного суда по страхованию. Так, просрочка дает страховщику право расторгнуть договор в одностороннем порядке, но для этого он должен уведомить об этом страхователя в письменной форме. К сожалению, порядок и формат уведомления в законодательстве, в том числе и в постановлениях Пленума, не описаны. Исходя из этого, возникает правовая коллизия: страхователь может оспорить расторжение договора, если страховщик в письменной форме не известил его об этом до момента фактического прекращения действия соглашения. Если страховой случай наступит в момент времени, когда очередной взнос не был оплачен, но страховщик еще не известил клиента о прекращении отношений, страхователь вправе потребовать выплатить ему возмещение.

Именно сложности, связанные с неточностями в формулировках, и затраты, необходимые для своевременного оповещения клиентов о возникновении у них просрочек и расторжении договора, являются главными причинами, по которым компании стали все реже предлагать рассрочку.

Некоторые лояльно настроенные страховые компании выбирают другие пути. Они отправляют своим клиентам sms-сообщения, в которых содержатся напоминания об очередном платеже, а также прописывают в договорах или в дополнительных соглашениях право расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае несвоевременной оплаты страхового взноса.

Согласно ст. 434 Гражданского кодекса и Закона ««Об электронной подписи» отправка страховщиком страхователю sms-сообщения приравнивается к отправке ему электронного документа: в данном случае суды становятся на сторону страховой компании и признают договор расторгнутым на законных основаниях.

Если договор был расторгнут, то запоздалая оплата в данном случае не поможет – договор не будет возобновлен до момента его переподписания. Страхователь, уверенный в том, что он внес очередной платеж, и его полис действует, ни о чем не беспокоится и не звонит в компанию, а страховщик может не сразу выявить факт внесения оплаты по закрытому договору. В итоге при наступлении страхового случая клиент компании оказывается незащищенным.

Таким образом, если страхователь получает от страховщика sms-сообщение, телеграмму или письмо, отправленные Почтой России с требованием оплатить очередной платеж, следует незамедлительно отправляться в компанию. Если платеж был просрочен, до момента оплаты желательно выяснить, имеет ли смысл перечислять взнос.